Практика применения Федеральных законов в области энергоэффективности. Опыт Северо-Западного региона

26 Декабря 2011

Практика применения Федеральных законов в области энергоэффективности. Опыт Северо-Западного региона

20 декабря прошло объединенное заседание двух комитетов Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты: по техническому регулированию и стандартизации и по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса - посвященное вопросам энергоэффективности в процессе реализации государственной политики. Предметом обсуждения стала практика применения № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности Российской Федерации».2

Среди докладчиков XVII Заседания были разработчик городской программы энергоэффективности, заместитель уполномоченного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе В. Гришина, начальник управления перспективного развития Комитета по строительству Администрации СПб И. Шикалов, заслуженный энергетик, председатель Комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК СПб ТТП А. Трегубов, генеральный директор ООО «Системы энергоэкологической безопасности», руководитель Экспертной группы  Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности, генеральный директор НПО «Энергосервис» А. Корнюшин, президент НП «Межрегионэнергоаудит» А. Крылов, ведущий специалист Фонда капитального строительства и реконструкции И. Минин.

Председателем президиума и ведущим мероприятия выступил председатель Комитета по техническому регулированию и стандартизации СПб ТПП С. Тихомиров.

Необходимость провести совместное заседание двух комитетов С. Тихомиров, объяснил следующим образом: «Энергосбережение и энергоэффективность находятся на стыке технического регулирования и вопросов энергетической отрасли. На самом деле энергосбережение и энергоэффективность еще шире: они охватывают и производителей продукции, и поставщиков товаров, в том числе импортных, и потребителей. Охватывают и проблемы энергетики, и вопросы жилищно-коммунального сектора».

Основная проблема отрасли - это последствия вступления в силу Федерального закона № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Для стабилизации ситуации правительство выпустило Федеральный закон № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разграничивающий полномочия между федеральными, региональными и муниципальными органами, который определяет направление деятельности поставщиков и потребителей, сроки разработки программ и порядок формирования СРО по энергоаудиту и т.д.

Но по мнению докладчиков, № 261-ФЗ во многом не доработан, особенно в части масштабной паспортизации всех бюджетных организаций и организаций, тратящих на совокупную энергию в год более 10 млн рублей. Исходя из положений закона данный процесс теоретически должен завершиться к концу 2012 года. На сегодняшний день в Минэнерго зарегистрировано всего 620 паспортов.

Причину сложившегося положения участники заседания видят в низком качестве разработанных паспортов и несоответствии их требованиям Министерства. Такое положение стало следствием отсутствия на рынке высококвалифицированных специалистов в сфере энергоаудита.

Практически все докладчики выступали против унификации энергетических паспортов, говорили о необходимости реализации  дифференцированного подхода к разработке документов нескольких видов, исходя из особенностей организаций.

Большое внимание уделялось кадровому вопросу, необходимости не только в институте повышения квалификации обучать аудиту, но и готовить специалистов с первого курса обычного вуза.

Члены президиума подчеркнули, что имеющаяся на сегодняшний день практика обучения данной профессии состоит из курса в 72 академических часа на базе любого высшего образования. «Конечно, это привело к определенному смещению рынка в область некомпетентности и демпинга», -  прокомментировал ситуацию А. Корнюшин.

Отметили собравшиеся и проблему слабого финансирования программ. И. Шикалов высказался по данному вопросу следующим образом: «Я не вижу механизмов, которые выгодны хозяину для экономии. Если на Западе, закладывая энергоэффективность, предприниматель получает льготы, то у нас я о таком что-то не слышал. Если там поощряется на уровне государства использование возобновляемых источников энергии, но я не думаю, что крупные монополисты позволят нам внедрить их в единую сеть. Пока эти механизмы не будут работать, все наши усилия не достигнут результата».

А. Трегубов в своем выступлении обратил внимание на то, что «даже там, где проводится квалифицированный энергоаудит и предлагаются конкретные мероприятия по энергосбережению и энергоэффективности, программы очень далеки от тех предложений, которые зафиксированы в отчетах энергоаудиторских организаций. Поэтому пришло время, когда мы должны сказать: сегодня программы требуют корректировок и уточнений после завершения аудита 2012 года».

Также председатель Комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК отметил, что в Постановлении Правительства РФ № 67 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» сказано: восемь федеральных уровней служб и министерств должны обеспечивать процесс энергосбережения и энергоэффективности. Но документ не определяет ответственного. «Выходит, чтобы согласовать любой норматив, нужно пройти все восемь инстанций?» ­- удивляется докладчик. Что касается Санкт-Петербурга, то здесь ситуация более ясная: ответственным за все вопросы выполнения региональной программы является Комитет по энергетике и инженерному обеспечению.

По словам г-на Корнюшина, на фоне России Северо-Западный регион выглядит довольно неплохо: «Те программы, которые здесь разработаны, достаточно серьезно оценены, мало того, здесь существует опыт энергосервисных контрактов».

Коснулись члены президиума и вопросов энергетической безопасности. По словам Н. Дзекцера, «заниматься энергосбережением, не занимаясь энергетической безопасностью, - это нонсенс. Весь мир занимается энергетической безопасностью. А в нашем законе практически не упоминаются вопросы экологии».

А. Крылов отметил, что «национальное объединение энергоаудиторов позволяет более оптимально и правильно  судить, что сегодня нам нужно, поскольку есть много трудностей. Ни документации, ни доказательной базы до сих пор нет, закон недоработан. На каждом этапе возникают  вопросы и по энергосервисным контрактам, и по финансированию и т.д. В настоящее время больше вопросов, чем ответов. Но не было бы закона, не было бы и нашей встречи здесь». Также докладчик предложил всем собравшимся слушателям обращаться за помощью в Национальное объединение энергоаудиторов, в комитет по работе со СРО.

Подвел итог заседанию председатель Комитета по техническому регулированию и стандартизации, президент Консорциума «Кодекс» С. Тихомиров, предложив слушателям высылать предложения, вопросы и проблемы на координаты Комитета по техническому регулированию и стандартизации и Комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК. «Мы, со своей стороны, постараемся содействовать тому, чтобы ваш голос был учтен на вышестоящих уровнях», - пообещал г-н Тихомиров.

Пресс-служба Консорциума «Кодекс»