Минэкономразвития предлагает закрепить порядок реинвестирования в тепло- и водоснабжении

31 Марта 2021

     Минэкономики предлагает определить порядок использования экономии, образовавшейся у предприятий тепло- и водоснабжения при реализации инвестпрограмм. Ведомство подготовило проект постановления правительства, предусматривающий, что не менее 80% сэкономленных средств должно реинвестироваться в модернизацию инфраструктуры, остальное же может остаться в распоряжении предприятия. По мнению Минэкономики, определенность в возможностях использования сэкономленного станет стимулом для инвестиционной активности в ЖКХ. Участники рынка, впрочем, менее оптимистичны. Они полагают, что эта мера вряд ли существенно изменит положение дел в отрасли.

     Минэкономики предлагает регламентировать использование предприятиями тепло- и водоснабжения экономии, полученной при реализации инвестпрограмм. Поясним, такие программы утверждаются для модернизации коммунальной инфраструктуры, они финансируются в основном за счет тарифов. По подсчетам Минстроя, на их реализацию тратится около 30 млрд руб. в год, однако для решения проблемы изношенности сетей требуется в разы больше средств.

     Сейчас, как отмечает Минэкономики, статус образовавшейся в ЖКХ экономии никак не закреплен. Это, как поясняет вице-президент ЦСР Елена Ковалева, приводит к "неопределенности в процессе корректировки необходимой валовой выручки (НВВ)" - в частности, при расчете ее объема, на основе которого устанавливается тариф, экономия может не приниматься во внимание регулятором, что, в свою очередь, ведет к сохранению завышенных тарифов.
     
     Как следует из проекта Минэкономики, экономией предлагается считать размер снижения фактической стоимости мероприятия инвестпрограммы по отношению к плановой, образовавшегося в результате "эффективного применения закупочных процедур", при выполнении всех обязательств в рамках программы эта сумма не будет исключаться из состава НВВ.

     При этом не менее 80% сэкономленных средств предприятия должны будут реинвестировать в другие мероприятия инвестпрограммы, остальное же можно будет использовать по своему усмотрению.
     
     В Минэкономики полагают, что это позволит стимулировать рост эффективности инвестдеятельности, а также обновление коммунальной инфраструктуры. В Минстрое "Ъ" сообщили, что пока проект не получали.
     
     Но действующий подход, поясняют в ведомстве, не мотивирует предприятия к снижению затрат и внедрению новых технологий: после получения экономии при расчете тарифов будет учтено снижение операционных расходов.

     Участники рынка неоднозначны в своих оценках. Финдиректор ГК "Росводоканал" Андрей Коваленко поясняет, что сейчас у предприятий нет возможности зарабатывать на инвестициях: либо экономия остается в инвестпрограмме, либо ее мероприятия реализуются в убыток. В "Росводоканале" "горячо приветствуют" предложение Минэкономики, но отмечают, что "чувствовали бы себя более защищенными при распределении экономии в соотношении 50% на 50%".

     В Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ) саму идею поддерживают, но отмечают, что реализовать ее будет проблематично - в силу жесткого регулирования стоимости мероприятий инвестпрограммы посредством укрупненных сметных нормативов ниже рыночной стоимости. Хотя возможности для экономии в РАВВ все же видят - в случаях, когда применение нормативов невозможно и предприятия руководствуются стоимостью объектов-аналогов, а также при закупках у единственного поставщика.

     В "Т Плюс" полагают, что экономия при закупках "не носит значительного масштаба, поэтому к повышению инвестиционной эффективности и увеличению темпов модернизации она не приведет" - достичь этого можно за счет снятия регуляторных барьеров. В Совете производителей энергии (СПЭ) также полагают, что предложения Минэкономики "существенно не изменят инвестклимат в отрасли" - в силу того что они носят "точечный" характер. Кроме того, "принудительное "реинвестирование" экономии" вызывает у СПЭ вопрос - оно "накладывает запрет на использование экономии на ремонты, мероприятия эксплуатационного характера и может носить характер ограничений и вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов".
     
     Эксперты в целом приветствуют стимулирование инвестиционной активности в ЖКХ, но по-разному оценивают действие предложенного механизма. Вице-президент ЦСР Елена Ковалева полагает, что закрепление экономии в составе необходимой валовой выручки при выполнении ряда требований, свидетельствующих, по сути, о добросовестности предприятия, должно способствовать повышению предсказуемости процесса установления тарифа для последних и повышению стимулов к инвестированию.

     Директор центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергей Сасим считает, что стимулирование будет работать, если вся экономия будет оставаться в распоряжении организации: "По факту регуляторы очень неохотно сохраняют экономию. Рассчитывать, что 20% как-то существенно повлияют на логику инвестирования, мне кажется, наивно". Исполнительный директор НП "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева отмечает, что предложенное Минэкономики реинвестирование 80% экономии может рассматриваться как "некое средство защиты" от ситуации, когда концессионеры "практически ничего не вкладывают в объект и изнашивают его". Эксперт площадки ОНФ "Жилье и городская среда" Павел Склянчук отмечает, что это скорее вынужденная мера, - в условиях повсеместной недофинансированности коммунальной инфраструктуры Минэкономики пытается стимулировать инвестирование в модернизацию ЖКХ "с позиции кнута, а не пряника", указывая, что не менее 80% экономии должно реинвестироваться.
     
     

     Источник:
     http://www.kommersant.ru