Исчерпывающий перечень процедур в строительстве будет закреплен в федеральном законодательстве

21 Июня 2021

     16 июня 2021 года Государственная Дума в третьем чтении приняла законопроект, направленный на реформирование системы административных процедур в строительстве, а также на решение ряда иных важных проблем строительной отрасли, в том числе в сфере архитектурно-строительного проектирования.
     
     Основными нововведениями документа являются закрепление в Градостроительном кодексе Российской Федерации исчерпывающего перечня мероприятий, необходимых для реализации проектов по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, а также нормативное определение понятия "рабочая документация", оформление правового статуса рабочей документации.
     
     При этом исчерпывающий перечень мероприятий в сфере строительства закрепляется на уровне федерального закона впервые. Согласно действующей в настоящий момент редакции Градостроительного кодекса РФ исчерпывающие перечни административных процедур в строительстве утверждаются только подзаконными нормативными правовыми актами. Таким образом, принятым законом меняется сам подход к порядку определения перечня административных процедур.
     
     Правительство РФ, согласно внесенным изменениям, наделено исключительным полномочием по утверждению исчерпывающего перечня документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для выполнения установленных ГрК РФ мероприятий по строительству.
     
     Одновременно законом устанавливается запрет на предъявление к застройщику требований о получении разрешений, согласований, не установленных в соответствии с ГрК РФ.
     
     Внесенные изменения имеют важное значение для строительной отрасли, поскольку позволяют повысить прозрачность инвестиционно-строительного процесса, исключить применение к застройщикам избыточных требований, снизить административную нагрузку на бизнес.
     
     Понятие рабочей документации также закрепляется на уровне федерального закона впервые.
     
     Законопроект определяет, что рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации, при этом подготовка проектной документации и рабочей документации может осуществляться одновременно. В ряде случаев изменения в рабочую документацию могут вноситься без синхронных изменений в проектную документацию. Согласно новым правилам, указанные изменения рабочей документации с момента их утверждения застройщиком, техническим заказчиком признаются частью проектной документации.
     
     Кроме того, законопроект вносит важные изменения в положения Градостроительного кодекса Российской Федерации об архитектурно-строительном проектировании.
     

     Так, нормативно закрепляется институт типовой проектной документации. Согласно закону, такая документация подлежит включению в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации.
     
     Введение типового проектирования в целом положительно отразится на процессе реализации объектов строительства, позволит существенно сократить сроки разработки проектной документации и прохождения экспертизы за счет применения типовых проектных решений.
     
     Важные изменения коснулись и института экспертизы. Так, появляется возможность проведения всех экспертиз, необходимых для осуществления строительства, по принципу "одного окна". Согласно данному принципу, проведение указанных экспертиз должно осуществляться на основании однократного обращения заявителя, а взаимодействие между уполномоченными органами, организациями должно осуществляться без участия заявителя.
     
     Порядок проведения экспертизы по принципу "одного окна" будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.
     
     Принятым Федеральным законом ограничиваются полномочия Росреестра по проверке проектной документации построенного объекта в ходе проведения кадастрового учета. В частности, устанавливается, что:
     
     проектная документация используется для составления технического плана построенного объекта, но больше не прилагается к нему. В техническом плане указываются лишь сведения о такой проектной документации;
     
     государственный регистратор не вправе определять величину отклонения площади построенного объекта, указанной в техническом плане, от первоначально запланированной площади объекта, исходя из проектной документации. Величина отклонения теперь определяется путем сравнения технического плана только с разрешением на строительство.
     
     Таким образом, устраняется дублирование полномочий органов власти, исключаются избыточные полномочия государственных регистраторов прав по проверке проектной документации построенных зданий и сооружений, что должно значительно сократить риски приостановления государственного кадастрового учета построенных объектов недвижимости.
     
     Федеральный закон вступит в силу с 1 сентября 2021 года за исключением отдельных положений, для которых Федеральным законом установлены иные сроки вступления их в силу.
     

     
     Источник:
     http://sroportal.ru/