Цифровой формат пожарного надзора: действительность и перспективы

3 Июля 2020

     Об изменениях в работе инспекторов пожарного надзора и перспективах цифровизации контрольно-надзорной деятельности журналу RUБЕЖ рассказал директор Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России, генерал-майор внутренней службы Ринат Еникеев.
     
     - Возможна ли если не полная, то хотя бы частичная автоматизация пожарного надзора, цифровые сервисы в этой области?  

     -  Р.Еникеев: МЧС России является участником реализации федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" с мероприятием, направленным на внедрение информационных систем для предоставления государственных услуг в электронной форме, а также для обработки и мониторинга данных по поднадзорным объектам в области пожарной безопасности.

     В настоящее время государственные услуги в области пожарной безопасности уже предоставляются в электронном виде посредством Единого портала государственных услуг, а соответствующий функционал и возможности министерством будут расширяться.

     Одновременно в рамках цифровизации МЧС России разрабатывается информационная система для автоматизации деятельности государственных инспекторов по пожарному надзору, которая предназначена для взаимодействия с заявителями (проверяемыми лицами) в электронном виде, обеспечения межведомственного электронного взаимодействия, а также формирования баз данных об объектах защиты для проведения аналитики.

     Сегодня указанная информационная система проходит опытную эксплуатацию в территориальных органах МЧС России. Полномасштабное внедрение системы позволит решить ряд важных вопросов, таких как:

     - формирование единой цифровой среды контрольно-надзорной деятельности через систему межведомственного электронного взаимодействия на базе имеющихся информационных систем надзорных органов;
    
      - автоматизация планирования и учета проведения контрольно-надзорных и профилактических мероприятий;
    
      - обеспечение в Личном кабинете должностного лица использования электронных паспортов проверок и проверочных листов;
      
     - формирование общих сведений и документов об объекте защиты и историю ранее проверенных проверок и выполненных предписаний.
     

     Одновременно система позволит вести различные справочники и классификаторы, а также собирать разнородную информацию об объектах надзора. Перечислю только самые основные данные:

     - адресные данные (адрес расположения по справочнику ФИАС, удаленность от подразделений пожарной охраны и т.д.);
     
     - технические характеристики объектов защиты (этажность, площадь, высота, год постройки и т.д.);
     
     - сведения о системах противопожарной защиты (наличие/отсутствие АПС, АУПТ ДУ, СОУЭ и т.д.);
    
      - информация о проводимых надзорных и профилактических мероприятиях (проверки, рейдовые осмотры, нарушения, административная практика и т.д.);
    
      - база данных о пожарах и их последствиях (дата, место пожара, причины и т.д.);
     
     - перечни обязательных требований.

     - По сообщениям СМИ, некоторые регионы применили дистанционный контроль объектов в период пандемии коронавируса, получит ли эта практика развитие после эпидемии?

     - Р.Еникеев: Действительно, в рамках противодействия распространению коронавирусной инфекции принято постановление правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 438, устанавливающее особенности осуществления в 2020 году контрольно-надзорной и разрешительной деятельности. Данное постановление регулирует особенности организации контроля (надзора), осуществляемого в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

     Вместе с этим осуществление федерального государственного пожарного надзора с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи не позволяет обеспечить объективную оценку состояния пожарной безопасности объектов, в том числе работоспособность инженерных систем их противопожарной защиты (автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации, система оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, система противодымной защиты, наружный и внутренний противопожарный водопровод).

     Подтверждение соответствия указанных систем требованиям пожарной безопасности на технически сложных объектах повышенного риска осуществляется в ходе проверок аттестованными экспертами путем инструментального контроля с помощью специальных приборов.

     - В деле автоматизации контрольно-надзорных мероприятий могут ли помочь спасательному ведомству производители и разработчики противопожарного оборудования?

     - Р.Еникеев: В рамках разработки и внедрения информационных технологий в деятельность надзорных органов МЧС России ведомство использует опыт разработок различных автоматизированных систем. Если производители и разработчики противопожарного оборудования желают включиться в процессы цифровизации, то им необходимо принимать активное участие в конкурсах, проводимых министерством, а также направлять свои обоснованные предложения в структурные подразделения и организации МЧС России, к компетенции которых относятся вопросы информатизации и научно-технического взаимодействия.
     
     
     Источник:
     https://knd.ac.gov.ru/2233/